Педагогическая практика начинающих специалистов как инструмент формирования преподавателей вузов
Формирование компетентных преподавателей высшего образования— важная задача современного образования. В Казахском национальном университете имени аль-Фараби этому процессу уделяется особое внимание, сочетая теоретическую подготовку с практическим опытом. Такой подход обеспечивает будущим педагогам не только глубокие знания, но и навыки их эффективного применения.
Практика докторантов первого курса является ключевым этапом профессионального становления. В течение 15 недель они осваивают методы преподавания, развивают исследовательские способности и внедряют инновационные подходы к обучению. Методическую поддержку будущим преподавателям оказывают научные руководители, преподаватели кафедр педагогики и психологии. Их рекомендации способствуют не только профессиональному, но и личностному развитию докторантов, формируя у них уверенность в своих силах и способность адаптироваться к образовательным вызовам. Такое взаимодействие способствует эффективному взаимодействию между факультетами и повышает качество подготовки специалистов.
Будущие преподаватели, обучающиеся по различным направлениям биологии и биотехнологии, проходят практику на базе школ, лицеев, научных институтов образовательных центров и т.д. В ходе практики докторанты проводят открытые занятия, лекции и тематические мероприятия, охватывающие широкий спектр тем: устойчивое развитие, сохранение и рациональное использование экосистем, водных ресурсов и санитарии и многое другое. Использование интерактивных методов, таких как дискуссии, интеллектуальные игры, мастер-классы и творческие встречи, делает образовательный процесс более увлекательным и продуктивным.
Кроме того, докторанты регулярно организуют лекции, семинары и кураторские часы, что позволяет им адаптировать академические знания к реальной практике. Каждое занятие анализируется совместно с наставниками и методистами, что помогает студентам совершенствовать педагогические и коммуникативные навыки.
Практика, проходящая на внешних образовательных площадках, также играет важную роль в профориентационной деятельности. Это дает возможность популяризировать образовательные программы университета, привлекать внимание будущих абитуриентов и укреплять партнерские связи с учебными заведениями. Высокий интерес со стороны учащихся и руководителей образовательных организаций свидетельствует о востребованности таких инициатив и необходимости их дальнейшего развития.
Таким образом, комплексная подготовка будущих преподавателей в Казахском национальном университете имени аль-Фараби закладывает прочную основу для их успешной профессиональной деятельности. Университет продолжает традицию воспитания высококвалифицированных специалистов, способных не только преподавать, но и активно участвовать в научных исследованиях и образовательных реформах. В дальнейшем такие программы будут расширяться, предлагая новые возможности для профессионального роста и академического взаимодействия.
Әл-Фараби атындағы ҚазҰУ
педагогика және білім беру менеджменті
кафедрасының доценті, пед.ғ.к. Б.И. Иманбекова,
Биология және биотехнология факультетінің 1-курс докторанты
Қ.Р. Сисемәлі